Как Конституционный суд РФ оценил пенсионную реформу


Конституция РФ Повышение возраста для выхода на пенсию по старости, которое было реализовано принятием в прошлом году Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, по сей день очень неоднозначно оценивается обществом.

Как известно, право на пенсионное обеспечение является одним из важнейших социальных прав наших граждан, которое закреплено в Основном Законе государства – в Конституции РФ.

Исключительными полномочиями по оценке соответствия федеральных законов Основному закону обладает Конституционный суд РФ. Его решение о признании неконституционным лишает закон юридической силы: он не может применяться на всей территории РФ.

Группа депутатов Государственной думы обратилась в Конституционный суд с запросом о проверке закона «о пенсионной реформе» на предмет соответствия Конституции РФ.

Учитывая социальную значимость этого вопроса, вынесение окончательного решения заняло достаточно длительный срок. И вот 2 апреля оно было, наконец, опубликовано (определение № 854-О).

Текст решения достаточно объемный, но общий смысл такой: нарушения Конституции РФ в данном случае нет.

Вкратце приведу те мотивы, по которым Конституционный суд пришел к такому выводу:

1) Конституция позволяет законодателю не только устанавливать условия пенсионного обеспечения, но и изменять их. А пенсионный возраст как раз и является одним из таких условий. Суд сослался на международные акты – в частности, на Конвенцию МОТ №102, которая (по совпадению?) была ратифицирована в тот же день, что и принят тот самый закон № 350-ФЗ.

В Конвенции закреплена обязанность государств-участников установить пенсионное обеспечение по старости в возрасте не позднее, чем с 65 лет. При этом компетентным органам государств-участников позволено установить иной возраст с учетом оценки социально-экономических, демографических, медико-биологических и других объективных факторов.

2) Суд подтвердил, что принятие решения о повышении пенсионного возраста было основано на результатах проведенной экспертно-аналитической оценки указанных факторов. А переходный период, предусмотренный для введения новых возрастных критериев назначения пенсии, позволяет обеспечить постепенную адаптацию к предстоящим изменениям.

3) На предложение депутатов об увеличении федеральных субсидий в бюджет ПФР, чтобы сохранить прежние условия выхода на пенсию, Суд напомнил, что это приведет к ущемлению прав тех, кто обеспечивается за счет этого бюджета (федеральные учреждения, служащие, получатели государственных пособий и т.д.).

4) Ну и самый, пожалуй, весомый аргумент: Конституция РФ не содержит прямого запрета на повышение пенсионного возраста. И это, на мой взгляд, звучит совсем не обнадеживающе…

Сивакова И. В., 04.04.2019 г.

Мои страницы в соцсетях:




© Копирование материалов c сайта www.irina-sivakova.ru без письменного разрешения запрещено.