канал Юридические Тонкости теперь и на Бусти Теперь подписчикам моего канала на платформе Boosty доступны образцы исковых заявлений, шаблоны документов, подробные инструкции по решению различных юридических вопросов, разъяснения от нотариусов, сотрудников Социального фонда РФ, Росреестра, ФНС и другие полезные материалы.

Обновляемый перечень размещенных публикаций находится на этой странице >>

Коммунальщики могут применять новые меры по взысканию долгов с граждан: как защититься должникам


взыскание долгов с граждан 2020 год оказался весьма «урожайным» в плане различных изменений в сфере оплаты коммунальных услуг.

Причина тому известна — это сложная эпидемиологическая обстановка в стране.

Вот только временные послабления в правилах начисления квартплаты, которые были введены федеральным Правительством с 6 апреля и до конца текущего года (это запрет начислять неустойку на долги по квартплате и прекращать подачу коммунальных ресурсов за долги) не сильно помогли сдержать рост задолженности по оплату услуг ЖКХ.

По предварительным прогнозам экспертов, по итогам 2020 года ожидается значительное увеличение числа «коммунальных должников».

И нельзя не признать, что определенную лепту в это внесли разъяснения Минстроя РФ. В частности, Письмом от 01.09.2020 г. (№ 34716-ОЛ/04) коммунальным организациям запретили принимать показания счетчиков, если срок их поверки истек до 6 апреля 2020 г. В результате собственникам таких счетчиков начисляют квартплату с повышающими коэффициентами, даже не выясняя, была ли у них возможность сделать поверку в условиях сложившейся в стране ситуации или нет.

Еще одним письмом, датированным 14 октября 2020 г. (№ 41140-ОЛ/04), Министерство строительства фактически наделило управляющие компании и ресурсоснабжающие организации новыми полномочиями в рамках взыскания коммунальных долгов с граждан. Рассматривался вопрос о том, имеют ли право коммунальные службы привлекать для работы с должниками «третьих лиц». По мнению Минстроя, это допустимо и не противоречит закону, если отношения с такими «третьими лицами» оформляются агентским договором.

Это особого рода соглашение, которое позволяет нанятому агенту совершать юридические и иные порученные ему действия от своего имени или от имени кредитора. При этом ответственность за такие действия несет кредитор (т. е. коммунальная организация в данном случае). А круг лиц, которые могут выступать такими агентами, закон не ограничивает — т. е. это могут любые физические и юридические лица.

Таким образом, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации вправе нанять агента, который будет действовать в их интересах для взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг. Несложно догадаться, во что это может вылиться на практике: телефонные звонки должнику и его родственникам в любое время суток с требованием вернуть долг, угрожающие письма в почтовом ящике, «позорящие» списки должников, расклеенные в подъезде и прочие нелицеприятные методы, которыми запомнились коллекторы.

Правда, профессиональным коллекторам теперь существенно ограничили возможность применения таких мер, и их деятельность контролируется Федеральной службой судебных приставов: выход за рамки закона грозит им исключением из реестра и запретом заниматься деятельностью по взысканию долгов. Да и передача коллекторам долгов по квартплате была запрещена законом еще в прошлом году (Закон от 26.07.2019 № 214-ФЗ).

Но поскольку агентские договоры можно заключать с любыми гражданами и организациями, это открывает путь к взысканию миллиардных долгов по квартплате (а это весьма лакомый кусок) буквально всем — в т.ч. и тем, кого раньше называли «черные коллекторы».

Какие меры защиты можно предпринять, если такие агенты-взыскатели начнут переходить границы дозволенного?

1) Вы имеете право ознакомиться с полномочиями агента (они указываются в агентском договоре). А также стоит уточнить в своей управляющей организации, действительно ли это их представитель.

2) Не стоит забывать, что вся ответственность за действия агента ложится на коммунальную организацию, которая его наняла. Поэтому зафиксируйте противоправные действия агента (например, назойливые телефонные звонки с угрозами) и передайте эти доказательства вместе с жалобой в жилинспекцию (это официальный госорган, который контролирует деятельность управляющих организаций). За звонки на личный телефон без согласия его владельца суд может взыскать компенсацию морального вреда (такие прецеденты уже есть).

3) При взыскании долга в судебном порядке проверьте, не пропущен ли срок исковой давности (3 года) и насколько истцом соблюден правительственный запрет на начисление неустоек с 6 апреля и до конца 2020 года.

Сивакова И. В., 17.10.2020 г.

Мои страницы в соцсетях:






© Копирование материалов c сайта www.irina-sivakova.ru без письменного разрешения запрещено.